19 - 11 - 2018

Статья Аверьянова С.С..

Черновик статьи Сергея Сергеевича Аверьянова, руководителя Бологовского оркестра русских народных инструментов... 

"В связи с историческими решениями 21-го съезда КПСС, передовая статья журнала "Советская музыка" № 1 за 1959 год, озаглавленная "На пороге великих свершений", говорит: "Предстоящее семилетие должно стать периодом решающих сдвигов в деле организации массового музыкального быта советских людей.

Музыка должна решительно преодолеть черты профессиональной замкнутости, должна стать близкой и нужной миллионам людей, стать подлино народным искусством. Более массовыми и квалифицированными должны стать и коллективы музыкальной самодеятельности".

Художественная самодеятельность не является любительской забавой, занимательным времяпрепровождением для личного удовольствия.

В нашей Советской стране она призвана выполнять важные общественные функции, как серьёзная культурная сила, содействющая коммунистическому воспитанию самых широких масс трудящихся. В кружках самодеятельности выявляются, формируются, шлифуются художественные таланты. Участники художественной самодеятельности приобщаются к большой культуре, овладевают знаниями, вырабатывают высокие художественные вкусы. 

Одной из наиболее доступных и эффективных форм приобщения к музыкальной культуре самых широких масс трудящихся - является организация оркестров русских народных инструментов - ярким подтверждением чего служит история Бологовского оркестра русских народных инструментов, существующего с 1898 года, т.е. уже более 60 лет.

Но прежде чем приступть к изложению истории бологовского оркестра русских народных инструментов, необходимо хотя бы кратко сказать об истории развития струнных народных инструментов, которая берёт своё начало в недрах глубокой, седой старины.

Имеются исторические данные, дающие возможность установить, что за тысячи лет до нашей эры, в эпоху пещерных жителей (троглодитов) существовал струнный инструмент, называемый "папуарай", которыйявляется прародителем струнных инструментов.

Развитие и совершенствование народной музыки, а вместе с ней и народных инструментов в различных частях света проходило в соответствии с обстановкой и условиями жизни человека, на что влияли природные условия и социальный строй.

Музыка является неизбежным, обязательным спутником в жизни человека, так как музыка отражает в себе все чувства и переживания (настроения) человека, причём отображение музыкальными звуками является более полным, глубоким и ясным, нежели описание словами.

Русская народная музыка, изложенная в песнях, ярко отображает в себе все этапы жизни русского народа. Мы в старинных русских песнях видим и степи безграничные, и леса дремучие, и зимние вьюги, нужду неприкрытую, думы тяжёлые и жизнь бесправную. Только в отдельных песнях мы можем видеть разудалую весёлость, что характеризует действительные свойства широкой русской натуры.

Совсем по иному зазвучали песни того же русского народа, сбросившего с себя в октябре 1917 года ярмо царизма, народа начавшего строить свою новую, счастливую жизнь.

Яркие, бодрые мелодии, жизнерадостные темпы - всё это говорит о новой эпохе в жизни русского народа, отображает пафос невиданной ещё в истории бурной перестройке быта на новый лад, с прекрасными перспективами.

Музыка вообще облагораживает человека, а народная музыка кроме того ещё и развивает патриотические чувства. Мы во время второй империалистической войны, слушая радио, видели, какое большое внимание было уделено в радиопередачах народной музыке, и это не было случайностью. Это являлось необходимой потребностью, когда весь Советский народ встал как один на защиту своей любимой Родины, своей национальной культуры, против обнаглевшей гитлеровской Германии, желавшей нас превратить в рабов, против вандалов, уничтожа.ющей памятники вековой культуры.

Наш советский народ верил в свои силы, верил в победу над обнаглевшим врагом и враг был побеждён.

Что нам известно о русских народных инструментах? Русскими народными инструментами являестя балалайка и домра, при этом более старинным инструментом является домра, а балалайка является переделанной домрой, причём вся переделка заключалась в изменении формы кузова инструмента. Вместо круглого кузова был сделан кузов трёхугольной формы. Сама же домра произошла от инструмента народов востока "дутар" (ду - две, тар - струна).

Дутар до сих пор бытует у нас в Туркмении и Узбекистане. Строй струны и приёмы игры как на дутарах, так и на домрах и балалайках одинаковы.

Русский народ любит музыку и песнь сопровождает его и в труде и на отдыхе. Он печаль и радость выражает песней.

Музыка, являясь могучим рычагом культуры, широко захватываланародные массы. Сотни лет тому назад на Руси были не только отдельные музыканты: домрачи и балалаечники, но были и оркестры из этих инструментов. Так, например по архивным данным видно, что 300 с лишним лет тому назад при царе Алексее Михайловиче Романове (отце Петра Великого) был оркестр домрачеев - скоморохов, на содержание которых отпускали средства.

Рост народного музыкального искусства показался опасным для духовенства, в то время имевшего большое влияние на управление государством. Духовенство считало, что человек музыкой отвлекается от веры в бога и от религии и предаётся "бесовским наслаждениям". И вот под влиянием патриарха Никона царь Алексей Михайлович издал указ, запрещающий заниматься музыкой. Все музыкальные инструменты (гудебные сосуды, как прежде их называли), должны были быть сожжены, а игроки (игрецы) должны были быть посажены в тюрьму и наказываться батогами (палками).

Загорелись костры из домр, балалаек и гуслей звончатых, заплакали рвущиеся струны.

Но всё-таки не все могли расстаться с музыкой, со своими инструментами, на которых они изливали свою душу. Многие, нарушая указ царя, уходили "в бега", пробираясь на север.

Русская народная музыка, русская народная песнь стала замирать...

Царь Пётр Великий стал прививать на Руси западно-европейскую культуру. Стала в России развиваться, расти промышленность. Начали строиться фабрики, заводы. Количество промышленных рабочих стало сильно увеличиваться.

Появились в Росси иностранные специалисты - мастера, лекари и музыканты.А вместе со всем этим на Руси появилась "голосистая гармошка из неметчины" (так стали называться все западно-европейские страны), которая стала прививаться среди рабочих и заводов, а затем и в деревне среди крестьян.

Появились и новые песни, с новым содержанием и в тексте и в музыке, а русская балалайка и домра, русская народная песнь всё больше и больше забывалась и только в северной части нашей Великой Руси всё ещё продолжали звучать струны домры и балалайки, а с ними и старинные русские песни.

История Бологовского оркестра русских народных инструментов тесно связана с историей развития народного музыкального искусства в нашей стране.

Замечательный музыкальный деятель Василий Васильевич Андреев родился 26 января 1861 года. Проводя свои молодые годы в Вышневолоцком уезде, хорошо познакомился с народными песнями и научился играть на балалайке у деревенского виртуоза старика Антипа. Будучи музыкально высокоодарённым, он быстро освоил игру на балалайке, обогнав своего учителя. Но прежняя стариная балалайка не имела ладов на грифе, и это чрезвычайно затрудняло исполнение на ней музыкальных произведений, а поэтому В.В.Андреев решил усовершенствовать балалайку нанаесением ладов на грифе и сделать балалайки разных размеров, чтобы создать русский народный оркестр. Верный своей идее, он преодолел все трудности и препятствия на пути к цели и 30 марта 1888 года в Петербурге впервые выступил кружок любителей игры на балалайке под управлением В.В.Андреева. Появление на концертной эстраде ансамбля балалаечников явилось большой неожиданностью и сопровождалось огромным успехом.

Русская передовая общественность того времени оценила начинания В.В.Андреева - "честь и хвала вам, Василий Васильевич. Вы ввели новый новый элемент в музыку" - писал выдающийся композитор Антон Рубинштейн."- Какая прелесть эти балалайки!" - восклицал знаменитый композитор П.И.Чайковский - "как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнени - оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут они дать в оркестре. По тембру - это незаменимые инструменты".

"Вы делаете хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни" - писал Андрееву великий русский писатель Л.Н.Толстой, - "Думаю, что путь, избранный Вами, приведёт Вас к цели и потому желаю успеха Вашему делу..."

У В.В.Андреева появилось много последователей, в стране начали организовываться оркестры русских народных инструментов.

 

Барельеф, установленный В.В.Андрееву в Вышнем Волочке на здании театра

В 1898 году на станции Бологое в Бологовский участок службы Пути Николаевской железной дороги приехал для прохождения практики инженер путей сообщения Николай Иванович Устругов. Являясь последователем В.В.Андреева в пропаганде русского музыкального искусства, Устругов привёз с собой оркестр в составе 5 балалаек - дискант, прима, альт, бас и контрабас. В это время мой старший брат - Николай Сергеевич Аверьянов, окончив Бологовское техническое училище, также проходил практику в Бологовском участке Службы Пути, а второй мой брат Пётр обучался в Техническом училище.

Инженер Устругов привлёк моих братьев к организации оркестра, а те привлекли к этому интересному делу своих товарищей - Бориса и Ипполита Анненковых. Таким образом был организован первый Бологовский оркестр русских народных инструментов в следующем составе:

Балалайка   дискант -         Аверьянов Пётр Сергеевич

                  прима -           Устругов (он же руководитель)

                  альт -             Аверьянов Николай

                  бас -               Аненков Ипполит

                  контробас -     Анненков Борис

 

По окончании практики инженер Устругов уехал в Петербург и увёз с собой музыкальные инструменты, но по типу привезённых им инструментов, мои братья с помощью моего отца, который работал столяром в том же участке пути, сами сделали свои балалайки для Бологовского оркестра, который продолжил свою работу при Техническом училище под руководством моего брата Петра.

По окончании Петром Технического училища, с 1901 года оркестром Технического училища стал руководить мой третий брат - Александр, с 1904 года - руководил оркестром мой четвёртый брат Иван, с 1907 года руководство оркестром перешло ко мне, а с 1910 года оркестром руководил мой младший брат Павел до 1913 года (т.е. до окончания им училища).

С 1913 года руководство оркестром опять перешло ко мне, и хотя оркестр всё ещё находился при Техническом училище, но оркестрантами были не учащиеся, а уже окончившие Техническое железнодорожное училище. Этот оркестр существовал до середины 1915 года, т.е. до моего призыва на военную службу в действующую армию (шла 1-я Империалистическая война).

Так закончился первый этап истории Бологовского оркестра русских народных инструментов, как оркестра при  Бологовском Техническом училище.

Какими данными можно охарактеризовать деятельность этой организации в течение 18 лет?

Во-первых, эта организация была истинно самодеятельной, без какой-либо материальной заинтересованности, основаной на любви к народному искусству и стремлении к самосовершенствованию.

Количество участвующих в оркестре определялось не желающими, а наличием инструментов в оркестре. Начав свою деятельность с пяти человек, коллектив вырос до 32 человек, при этом учитывая 3-х годичный курс обучения в Техническом училище, нужно считать, что каждый год коллектв оркестра обновлялся на 30%, таким образом нужно считать, что за этот период из Бологовского Технического железнодорожного училища вышло примерно 15 человек, освоивших игру в оркестре русских народных инструментов. Разучивание музыкальных произведений присходило исключительно по нотам. В репертуаре оркестра были народные песни, плясовые мелодии и призведения классической музыки русских и иностранных композиторов. Оркестр ставил концерты, сбор от этих концертов шёл на приобретение оркестровых инструментов, нотной литературы и струн. С объявлением 1-й Империалистической войны в 1914 году оркестр ставил много концертов в пользу Красного Креста. В концертах исполнялась оперная музыка, как например фантазии на мотивы опер "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", музыка Глинки, опреры "Фауст", муз. Гуно и другие. Оркестр народных инструментов у бологовцев пользовался большой популярностью.

Болговский оркестр русских народных инструментов, как один из первых самостоятельных оркестров в России, хорошо знал и преобразователь русских народных инструментов В.В.Андреев, который регулярно из года в год ставил 6-го декабря концерты Государственного народного оркестра в Петербурге в пользу нуждающихся учеников Бологовского технического училища. На этих концертах всегда в роли распорядителей участвовали лучшие Бологовского технического училища.

Значение Оркестра русских народных инстументов в развитии культурной жизни нашего Бологое будет неполным, если не привести ещё некоторых обстоятельств, связанных с этим оркестром.

Наряду с оркестром при Техническом училище в 1902 году, мой брат Пётр, работая машинистом в Бологое, организовал ещё оркестр народных инструментов из окончивших Техническое училище и других молодых людей в количестве 12 человек. Оркестр в этом составе обладал значительно большими возможностями, нежели оркестр Технического училища. В это же время в Бологе приехал в качестве руководителя хора Александров Александр Васильевич, он же был учителем пения в мужской и женской школе.

Александр Васильевич со своим хором принимал активное участие в постановке концертов вместе с оркестром народных инструментов в Бологовском клубе.

Александр Васильевич был очень дружен с моим братом Петром, чему способствовала не только совместная работа на культурном фронте, но ещё и то, что их жёны были родными сёстрами. Затем Александр Васильевич из Бологое выехал в Тверь, а мой брат Пётр перевёлсяв качестве паровозного машиниста в Москву. В Москву также переехал и Александр Васильевич Александров, где окончив консерваторию, организовал Ансамбль песни и пляски при Советской Армии, при этом в оркестровой группе им были использованы инструменты русского народного оркестра, с которыми он хорошо познакомился в Бологое. Это даёт основание полагать, что к истории исключительного в своём роде КраснознамённогоАнсамбля песни и пляски Советской Армии, известного во всём мире, имеет отношение Бологовский оркестр русских народных инструментов. Вероятно не лишним, для более полного отражения роли народных инструментов в культурной жизни Бологое, отметить и то обстоятельство, что кроме ученического оркестра при техническом училище и оркестра уже взрослых любителей музыки под руководством моего брата Петра, в Бологое вто время был ещё и детский оркестр русских народных инструментов из детей 10-12 лет в составе 12 человек под моим личным руководством. Хотя мне было тогда только около 12 лет, но я, участвуя в оркесте моих братьев, уже приобрёл некоторый опыт и знания в оркестровой работе. Детский оркестр был участником самодеятельности, организованной Дмитрием Алексеевичем Митропольским, бывшим учителем, человеком исключительно гуманным, человеком высококультурным.

В этом детском коллективе состояли драматический кружок, хоровой кружок и оркестр русских народных инструментов. Мы ставили постановки для детей...

Я вернулся к себе на родину с фронта в 1918 году и, начав работу по своей специальности паровозного машиниста, решил возобновить работу и оркестра русских народных инструментов в порядке самодеятельности. При проверке оказалось, что из 32 оркестовых инструментов в наличии осталось только 11, но зато остались товарищи, бывшие оркестранты, которые горели желанием возобновить работу оркестра. Это нужно считать началом второго этапа истории бологовского оркестра русских народных инструментов как Русского Народного оркестра Музыкальной студии железнодорожного клуба имени 3-го Интернационала.

Великая Октябрьская Социалистическая революция, уничтожив противныйрежим самодержавия, создала полные возможности для народа строить свою новую, счастливую жизнь с перестройкой быта на новый лад с прекрасными перспективами.

В Бологое культурно-просветительская работа стала развиваться быстрыми темпами. Для организации клуба был предоставлен самый большой в Бологое двухэтажный дом в центре города.

В Бологое, в основном население которого состояло из железнодорожников, и до революции несмотря на большие ограничения, воздвигаемые полицейским надзором, существовала художественная самодеятельность ввиде кружков любителей драматического искусства, хорового пения, духового оркестра, оркестра русских народных инструментов, но все это были разрозненные коллективы, работавшие без единого руководства, без плана, без перспектив, от случая к случаю, а поэтому Октябрьская социалистическая революция, передав власть в руки самого народа, создала все возможности для для проявления творческой инициативы в развёртывании культурно-просветительной работы и накопленный опыт в кружках любителей помог в довольно короткий срок поставить культурно-массовую работу на довольно высокий уровень. В Клубе 3-го Интернационала были созданы студии: драматического искусства, музыкальная, хорового пения, изобразительных искусств, танцевальный коллектив, кружок акробатический и кружок политзанятий, в который входили и все руководители студий и клубных кружков.

Музыкальная студия (также как и другие студии), ставила перед собой задачу не только подготовку репертуара для концертов с целью приобщения к музыкальной культуре широких масс слушателей, но и повышение музыкальной грамотности и вообще повышения культурного уровня своих студистов. Занятия в оркестре проходили исключительно по нотам. Слушались лекции по народному творчеству, знакомились с биографиями композиторов, знакомились с характером и содержанием разучиваемых музыкальных произведений, после концертов на собрании студистов обсуждалось качество исполнения репертуара концерта. Кроме этого, студисты, хорошо освоившие свои оркестровые инструменты, имели возможность обучаться на фортепиано, на скрипке. Наиболее способные получали и дирижёрскую практику.

Желающих вступить в Музыкальную студию было очень много и количество студистов определялось не числом елающих, а наличием музыкальных инструментов в Клубе. Приобретение новых инструментов в первые годы революции, после первой разрушительной империалистической войны, вызванной разрухи, было почти невозможно, а поэтому при клубе, вернее, при Музыкальной студии была организована музыкальная мастерская. Музыкальный мастер, он же студист Рахманов Георгий Константинович в Ленинграде и Москве покупал неисправные оркестровые инструменты, ремонтировал их, и они шли на усиление музыкальной работы в Бологое и районе.

Занятия в Студии по желанию студистов проходили ежедневно, с выходными днями после концертов. Занимались с 7 часов вечера до 10 - 11 часов. В Студии было две группы  студистов: основная и подготовительная. Как протекала работа в первые годы после революции видно из доклада на юбилейном концерте в октябре 1922 года "Три года работы Бологовского оркестра русских народных инструментов" (докладчик - руководитель оркестра русских народных инструментов Аверьянов С.С.):

"В результате Великой Октябрьской Социалистической революции рабочий стал у власти и вместе с этим перед ним открылись все возможности к саморазвитию, самообразованию и культуре. Всё, что раньше было для него невозможным, а если и возможным, то для самого незначительного меньшинства, теперь было всё в его распоряжении и конечно нисколько не удивительно, что рабочий, всегда тосковавший по науке, по искусству, сразу же постарался подойти вплотную к "святая святых", впитать в себя возможно больше того, что украшает жизнь, даёт ей смысл особенный, облагораживает душу и поднимает самосознание. Сразу же начала развиваться сеть культурно - просветительных учреждений. Культурно - просветительный отдел Бологовского района, идя навстречу потребности рабочих, обратил серьёзное внимание на внешкольное образование.

1 августа 1919 года были организованы три студии: музыкальная, драматическя и хоровая.

В октябре 1922 года исполнилось три года со дня первого концерта Музыкальной студии, в честь чего учееники студии и празднуют свой первый тёхлетний юбилей. Студия существует три года!

Три года работы, серьёзной работы на тернистом пути к музыкальному воспитанию. Да! Путь был тернист.

Три года тому назад музыкальный инвентарь студии состоял из 11 изломанных инструментов русского народного оркестра. Это были жалкие остатки когда-то хорошего оркестра Технического училища. Это алкое подобие музыкальных инструментов было приведено в порядок, отремонтировано собственными средствами студистов. Проявил большую заботу в организации оркестра и Зав. высшим начальным училищем, передав в Студию ещё 11 инструментов из вверенной ему школы.

Вот с этими низкими по качеств инструментами и начала работать Музыкальная Студия. Но благодаря искреннему стремлению, любви к музыке и рациональным методам преподавания, где теория была самым тесным образом увязана с практикой, работа дала быстрые результаты и через месяц оркестр уже выступал в концертах по проведению дня Советской пропаганды, исполнял по нотам несложные музыкальные произведения.

Осязательные результаты работы серьёзно захватили учеников, любящих музыку и несмотря на ужаснейшие лишения, студисты дружно сплотившись, организовав действительный коллектив истинных ревнителей народного искусства. Шаг за шагом шли по намеченному пути, развиваясь сами и неся музыку в самую толщу рабочих и крестьян.

Нужду Студия испытывала большую: не было дров, керосина, струн и даже сносного помещения.

За первые два года Студия сменила 6 помещений, при этом из-за отсутствия помещения был вынужденный перерыв в работе на 6 месяцев. Кроме этого, был также перерыв в работе на целый год с марта 1921 года по март 1922 года в связи с откомандировыванием руководителя в Москву и Петроград. Не один раз студисты мысленно хоронили свою студию, но сильный коллективный дух действительных, истинных ревнителей народного искусства не давал ей замереть и вот теперь даёт возможность праздновать трёхлетнюю годовщину своего существования.

Как уже говорилось выше, в период существования студии были два больших перерыва на 1 год и 6 месяцев, следовательно, на непосредственную работу было затрачено всего 1 год и 6 месяцев.

За этот период Студия проделала следующую работу:

а) Поставлено 83 концерта в Бологое, на станциях Бологовского района и в близлежащих деревнях.

б) Подготовлен репертуар 67 произведений различного характера: народные песни, танцевальных мелодий и произведений русских и иностранных композиторов.

в) Один из учеников подготовлен на звание руководителя и дирижёра оркестра русских народных инструментов.

г) Остальные студистыподготовлены как оркестранты, умеющие бегло читать ноты (играть по нотам с листа) и основательно приобщены к серьёзной музыке.

Сегодня коллектив студистов празднует свою первую победу на великом пути музыкального искусства.

Сегодня они демонстрируют успехи своих достижений коллективной работы несмотря на все лишения в прошлом и безусловно возможные затруднения в будущем.

Сегодня они, как и три года назад и весь период трёхлетнего существования свято верят в чистоту и безусловную пользу своих стремлений, они верят и уже на себе испытали истинность того, что музыка облагораживает чувства человека, повышает их культурный уровень, и веря в это, они зовут к себе, в свой коллектив, свою семью, кто действительно любит музыку, кто хочет разумно использовать свой досуг, стремясь к великому и истинно прекрасному."

Руководитель студии оркестра С.С.Аверьянов.

В 1924 году количество оркестрантов Оркестра русских народных инструментов составило 54 человека.

В основе репертуара оркестра - русские народные песни, классические произведения русских и иностранных композиторов и произведения преобразователя русских народных инструментов В.В.Андреева. Регулярные занятия, заинтересованность студистов в повышении своего мастерства, создали возможность оркестру исполнять музыкальные произведения на высоком культурном уровне. По заключению таких знаменитых знатоков оркестров русских народных инструментов как всемирно известный солист -виртуоз на балалайке Бориса Сергеевича Траяновского и профессора по народному творчеству Николая Ивановича Привалова, Бологовский оркестр русских народных инструментов похарактеру исполняемого репертуара и мастерству исполнения занимал одно из первых мест среди самодеятельных оркестроввнашей стране.

Таким образом, второй этап истории Бологовского оркестра русских народных инструментов характеризуется пышным расцветом русского народного музыкального искусства. Это было особенно заметно на фоне общего спада в этойобласти вследствие разрухи, вызванной 1-й Империалистической войной и наступлением белых банд и интервентов на молодую Советскую Республику.

С первых дней после победы революции В.В.Андреев силами своего оркестра с энтузиазмом пропагандировал музыкальную культуру в народных массах. Он часто выезжал с концертами на фронт не считаясь ни с какими трудностями, но вследствие сильной простуды В.В.Андреев серьёзно заболел и умер 26 декабря 1918 года в возрасте всего 57 лет. Его смерть отразилась на работе государственного оркестра. Оркестр, как монолитная организация прекратил свою работу. Группа оркестрантов, человек 16 - 18, как ансамбль народных инструментов обслуживала один из кинотеатров на Невском проспекте, играя на эстраде для ожидающих начала киносеанса.

В начале 1921 года  приехал по служебным делам в Ленинград. На афишах увидел крупными буквами - большой концерт в клубе северо-западной железной дороги "Король балалайки Борис Трояновский".  

Я пошёл на концерт, но концерт не состоялся из-за отсутствие публики. Я сейчас же постарался встретиться с Борисом Сергеевичем. Настроение у него было плохое, так как его концерты срывались. Я, как заведующий культотделом Бологовского района и руководитель Бологовского оркестра русских народных инструментов, пригласил его и необходимую для него концертную группу к нам на работу в Бологое, уверив его, что в Бологое и ж.д. районе русские народные инструменты пользуются большой симпатией жителей и его концерты слушателями будут обеспечены. Б.С. Трояновский согласился приехать к нам. К условленному времени Культотдел послал двух своих представителей в специальном салон-вагоне в Ленинград за Б.С.Трояновским. На бологовском вокзале Трояновскому была устроена торжественная встреча - около 30 студистов и кружковцев Клуба 3-го Интернационала устроили ему бурную овацию. Для жилья Трояновскому и его жене была предоставлена хорошо обставленная комната при Клубе.

Для Трояновского и его концертной группы был обеспечен бесплатный проезд по железной дороге при выездах с концертами. Клубы для концертов и обслуживание концертов предоставлялись бесплатно.

Сам Б.С.Трояновский получил возможность в любое время ездить в Ленинград и Москву бесплатно. Концерты Трояновского как в Бологое, так и в районе пользовались большим успехом. Иногда Борис Сергеевич выступал в концертах вместе с нашим оркестром народных инструментов как солист. Он также посещал наши занятия в студии, давал ценные советы нашим балалаечникам, передавал им свой опыт.

Я лично имел возможность часто видеть Бориса Сергеевича на концертах и в домашней обстановке. На концертах меня поражала его безупречная техника и исключительная ритмичность его штриха. Я сотни раз слушал его в концертах и ни разу не замечал, чтобы он хоть бы одну нотку взял неверно или неполноценно. Были случаи, когда у него рвались струны во время исполнения. Он спокойно уходил со сцены, и через минуту, заменив порванную струну, опять появлялся на сцене и повторял свой номер.

В домашней обстановке (за исключением случаев, когда он обедал или пил чай), я его всегда видел с бабалайкой в руках. Меня удивляло строение пальцев его левой руки, главным образом пучков: указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца. Пучки приплюснутые и несколько расширенные были крепкие как кость и когда он пучками "барабанил" по столу (это было его привычкой, когда в его руках не было балалайки), получался чёткий стук.

Борис Сергеевич страстно любил русскую балалайку и часто мечтал изобрести такой прибор, который дал бы балалайке возможнось "звучать как хороший оркестр, звучать на весь мир".

Как-то в дружеской беседе, я, смеясь сказал Борису Сергеевичу: "Нам, балалаечникам, право обидно даже, что Вы такой "безгрешный" исполнитель: ведь Вы нигде, ни в чём, никогда не "скиксовали" даже ни в одной нотке". Он мне на это сказал, что пока он выступает на сцене, никто на балалайке играть лучше него не будет и совсем не потому, что он какой-то гений, а потому что никто больше его работать с балалайкой не сможет.

Как только Трояновский завоевал широкую популярность в Бологовском районе, наш Культотдел через Культотдел ЦК Союза железнодорожников организовал для него длительное концертное турне в специальном вагоне-клубе по железным дорогам Сибири и Дальнего Востока. Из поездки Борис Сергеевич вернулся с массой прекрасных отзывов с мест  и от ЦК Союза железнодорожников.

После этого Борис Сергеевич сдал в Бологовский Культотдел своё железнодорожное удостоверение личности с его фотокарточкой, выданное на имя Траяновсеого Бориса Сергеевича, артиста Бологовского Культотдела Октябрьской железной дороги, и бодрый, полный творческих замыслов уехал в Москву.

Немного позже Траяновского, Культотдел Бологое с такими же удобствами, как и Трояновского, привёз в Бологое из Одессы Привалова Николая Ивановича с его женой Екатериной Антоновной и сестрой Александрой Ивановной.

Это получилось так:

После смерти В.В.Андреева и знаменитого балалаечногомастера Налимова (мы называли его Русский Страдивариус), дело организации производства русских народных инструментов взялна себя страстный любитель русских народных инструментов Серебряков Иван Васильевич из города Боровичи. Ему нужно было перевезти станки и материалы из налимовской мастерской в Боровичи, и так как тогда трудно было с железнодорожными перевозками, он зная о бологовском оркестре, приехал в Бологое просить оказать ему содействие в перевозке из Ленинграда в Боровичи оборудования и материалов. Культотдел, будучи заинтересованным в развитии народного творчества, взял шефство над вновь организованной музыкальной фабрикой "Русская балалайка" и всемерно помогал и фабрике и Боровичскому оркестру русских народных инструментов, созданному при фабрике.

Однажды при посещении Бологое И.В.Серебряков сказал мне, что он имеет сведения, что Николай Иванович Привалов, ближайший соратник В.В.Андреева в вопросах культивирования народных инструментов, живёт в Одессе в страшной нужде. Культотдел сейчас же организовал переезд Н.И.Привалова и его семьи из Одессы в Бологое. Н.И.Привалов был зачислен в штат Культотдела как лектор и ему были предоставлены также условия для илья и переезда по железной дороге как и Трояновскому.

Н.И.Привалов у нас в Клубе провёл большую культурно-просветительную работу. В специально созданном кружке по народному творчеству он провёл большой цикл лекций. Было прочитано 22 лекции. Для оркестра народных инструментов он инструментировал музыкальные произведения, руководил кружком дирижёров, консультировал руководителя хора. Перед концертами выступал со вступительным словом, кратко знакомил с биографией композиторов, исполняемых произведений и характеризуярепертуар концерта. Примеро через 6-8 месяцев Н.И.Привалов уехал в Боровичи в качестве дирижёра Боровичского оркестра, а оттуда в 1922 году он вернулся в Ленинград. В Ленинграде Н.И.Привалов стал руководит большим оркестром при Доме Культуры Флота. Государственный оркестр русских народных инструментов им В.В.Андреева возобновил свою работу под руководством Ф.Нимена.

В 1923 году в Ленинграде состоялся юбилейныйконцерт Оркестра русских народных инструментов по поводу 35-летия его существования. В числе организаторов этого празднествабыли Н.И.Привалов и Б.С.Трояновский. На этот торжественный концерт были приглашены все оркестранты Бологовского оркестра русских народных инструментов. Доклад о деятельности В.В.Андреева и оркестра его имени делал Н.И.Привалов.

В концерте сначала выступил балалаечный оркестр в составе 7 человек как и на первом концерте в 1888 году и исполнили ряд произведений, а потом эти же произведения были исполнены полным составом государственного оркестра им. Андреева. На этом же концерте знаменитый всемирно известный композитор Глазунов сам лично дирижировал окестром при исполнении его же произведения "Русская фантазия", написанной им для оркестра народных инструментов.

Для меня лично 1923 год памятен ещё и тем, что в этом году был проведён юбилейныйконцерт в связи с 15-летием моей дирижёрской деятельности.

Хочется отметить и ешё одно событие, связанное с историей Бологовского оркеста и народным творчеством. Николай Иванович Привалов однажды, при подготовке к очередному концерту оркестра, сказал, что было бы очень хорошо на наши концерты народного творчества приглашать "знаменитую бабаушку русской сказки" Устругову Варвару Карповну - артистку государственного драматического Александрийского театра, с которой был хорошо знаком. На следующем концерте у нас уже выступала "Бабушка русской сказки" с большим успехом. При этом интересно было то, что она имеет прямое отношение к истории Бологовского оркестра, так как инжененер путей сообщения Устругов, впервые организовавший в Бологое оркестр русских народных инструментов в 1898 году был её мужем.

Варвара Карловна регулярно стала приезжать к нам на концерты. При разговоре с ней мы выяснили, что у нас на станции Лыкошино в 30 километрах от Бологое был когда-то небольшой дачный домик. По ходатайству Культотдела Новгородский Губисполком своим постановлением закрепил этот домик за В.К.Уструговой, и она переселилась в свой домик, дав согласие руководить драмкружком станции Лыкошино.

Концерты народного тваорчества в Бологое стали особенно интересны и полезны: исключительно интересные выступления Н.И.Привалова перед концертом, содержательный репертуар оркестра, исполненный на высоком музыкальномуровне, бесподобная игра на балалайке Трояновского - прекрасно принимались нашими слушателями, а выступления "бабаушки русской сказки" В.К.Уструговой просто умиляли слушателей. Обычно мы для "Бабушки" отводили третье отделение концерта. Открывался занавес, на сцене темно, свет только от горящей лучины. Видна большая русская печь. У печи на скамейке с прялкой сидит седая добродушная старушка, прядёт и приятным задушевным русским говором рассказывает интересные сказки.

1924 год знаменателен тем, что оркестр справлял юбилей "5 лет работы при Советской власти", поставил оперу "Сказка о скомороховой жене", музыка Н.Привалова, в которой отражен период гонения на русские народные инструменты. В этой опере приняли участие все студии и кружки Клуба. Дирижировать оперой из Ленинграда приезжал сам автор Н.И.Привалов. Участвовало в опере около 15 человек. Опера прошла с большим успехом.

В 1924году я, по условиям своей основной работы на производстве, был перемещён в город Ростов-на-Дону в Управление Северо-Кавказских железных дорого Но мой выезд из Бологое, как организатора и руководителя оркестра последнего созыва, не вызвало ослабления музыкальной работы в Бологое и его районе. Правильная постановка студийной работы в области музыки дала возможность вырастить руководителей оркестров, способных продолжить с успехом начатое дело пропаганды русской народной музыки, русских народных инструментов. Руководителем оркестра в Бологое стал Николая Дмитриевич Иванов, начавший играть в оркестре в 1919 году на контрабасе, а потом освоивший и все другие оркестровые инструменты. Михаил Иванович Юркевич - концертмейстер оркестра - игравший на домре примы 1-е организовал оркестр русских народных инструментов в Бологое, 2-е Николай Евстафьевич Плюснин - концертмейстер альтовых домр, организовал оркестр русских народных инструментов на станции Спирово Окт. ж.д. Рузаль Густавович Густавов, игравший в оркестре на балалайке бас, а затем и на контрабас, организовал оркестр на станции Березайка Окт. ж.д.

Таким образом, в Бологовском районе стало 4 полноценных оркестра русских народных инструментов. Все они продолжали продуктивную работу. Я был бесконечно обрадован, когда приехал на время отпуска в Бологое. В 1932 году по инициативе моих бывших учеников, а в то время руководителей оркестров, был организован Сборный оркестр из лучших оркестрантов Бологовского района и поставлен Большой концерт, на котором дирижировал я.

В последующие годы я по условиям моей основной работы на производстве на многие годы был лишён возможности бывать на моей родине в Бологое. После очень большого перерыва - только в 1958 году я смог побывать в Бологое. Меня очень интересовали судьбы Бологовского оркестра. К моей радости оркестр в Бологое существовал и в нём участвовали мои бывшие ученики по музыке: Васильев Александр Николаевич, Угловский Борис Васильевич и Тимофеев Леонид. Встретил я и друга своих товарищей по музыке: Маркова Павла Михайловича, Афанасьева Бориса Владимировича, Фед.. Петра, Голубев Петр, Плюснина Николая Евстафьевича, Вёдорова Виктора Александровича, ... ... У всех у них сохранились хорошие воспоминания о нашей совместной работе по пропаганде народного искусства, русских народных инструментов. Всё это было очень приятно, но к большому сожалению, существующий ныне Бологовский оркестр потерял свой облик истинно русского народного оркестра, а превратился просто в струнный любительский кружок, так как из русских народных инструментов в оркестре в составе 12 человек сохранились только балалайка прима и контрабас, а в основном в оркестре играют мандолины и гитары и даже есть банджо. По нотам играет только ведущий оркестрант на мандолине или на банджо, а остальные сами подбирают свои партии "на слух". Оркестр играет без дирижёра, отчего сильно страдает и качество и характер исполнения. Это явление объясняется тем, что и Бологовский оркестр не избежал пагубного влияния проникновения формалистического направления в музыкальное искусство, насаждением джазовой музыки, игнорированием русских народных инстументов и оркестров, что не только задержит их развитие, но и явилось причиной спада в музыкальном искусстве и особенно в области народного творчества, что было отмечено в историческом решении ЦК КПСС в 1948 году, которое с предельной ясностью определило пути развития советской музыки, которая должна быть глубоко органически связана с народным творчеством. ЦК КПСС особо отметил как вредное, антинародное явление, отрыв некоторых деятелей советскй музыки от народа и пренебрежительное отношение к таким музыкальным жанрам как популярная музыка для оркестров русских народных инструментов. Вопросу народного творчества уделено большое внимание, и в историческом решении 21 внеочередного съезда КПСС и задачах семилетка, о чём мы говорили в начале этого очерка.

Наше родное Бологое располагает всеми возможностями  для выполнения исторических решений 21 съезда КПСС и мероприятий, намеченных в семилетке в области эстетического воспитания, и в этом великом деле большую роль должен сыграть оркестр русских народных инструментов, как наиболее доступное и эффективное средство приобщения к музыкальной культуре широких масс трудящихся.

В Бологое построен прекрасный Клуб железнодорожников, имеется Народный дом, Бологое располагает вполне достаточными культурными силами для правильной постановки дела в развитии художественной самодеятельности, как средства коммунистического воспитания путём приобщения широких масс трудящихся к музыкальному искусству, повышения музыкально-культурного уровня участников художественной самодеятельности и совершенствования их исполнительского мстерства.

Учитывая все эти обстоятельства и задачи, поставленные перед страной внеочередным 21 съездом КПСС по вопросам организации массового музыкального быта советских людей летом 1959 года и была организована товарищеская встреча бывших участников Бологовского оркестра, на которой было возродить в нашем родном Бологое Оркестр русских народных инструментов. В выполнении этой задачи принял активное участие Бологовский городской комитет КПСС и Бологовский Райпрофсож Окт.ж.д.

Роль организатора в этом почётном деле принял на себя Борис Владимирович Афанасьев. Обладая большими организаторскими способностями, высоким исполнительским мастерством игры на народных инструментах, глубоко любящий народное искусство и русские народные инструменты, Борис Владимирович прекрасно справился с принятой на себя задачей. !0 апреля 1960 года бологовцы слушали 1-й концерт возрождённого Бологовского оркестра русских народных инструментов в количестве 40 человек.

Этим концертом начался четвёртый этап в жизни Бологовского оркестра русских народных инструментов. Пусть растёт и множится в нашем Бологое музыкальная семья.

Многие считают, что Бологое было захолустье. Нет, нет и нет.

1. Хор в соборе, руководимый регентом А.В.Александровым.

2. Оркестр народных инструментов, руководитель Устругов Николай, Аверьянов Пётр.

3. Мастерская гармошек - "бологовок" Якка.

4. Мастерская фисгармоний, Митропольский Дмитрий .....

5. Мастерская фисгармоний, Плюснин Евстафий...

6. Мастерская баянов, Филиппов ()

7. Сказание о жене скомороховой."

 

 

 

 

 

На 22 июня 1941 г. по плану городских властей были...
Это было 68 лет назад… Дни с 13 по 23...
В 1843 году начинается строительство железной дороги между Петербургом и...
В начале двадцатого века рядом с дачей Елкиной на берегу...
Бологовский железнодорожный узел бомбили точно по расписанию: вражеские самолеты с...